27 октября пьём помин за одного из величайших мужей Великого княжества Литовского:
Витовт (Витольд) Кейстутович. Человек неординарный, разносторонних дарований, при жизни прозванный «Великим», вершина могущества Великого княжества Литовского. И, одновременно, тот, при ком европейская держава, расширившаяся «от моря до моря», начала скатываться в небытие. Человек, трижды (!) крещеный, в двух вариантах обрядов! Человек, о котором в пору писать книгу, но это дело долгое – выдохнется все отрытое по случаю хмельное, так что постараюсь кратко по ярким моментам, без менторского тона.
***Небольшая историческая ремарка.
Читая «Великое княжество Литовское» нужно понимать название не буквально. К современному литовскому государству, княжество имеет очень обособленное отношение. Да, название то же, да столица в Вильно (Вильнюс), но государственный язык – белорусский (в древней, не реформированной форме). Смекаете? Ну а «Литва» в XIII веке это местность вообще не в современной Литве, а территория в пределах Новогрудка (Республика Беларусь), хотя споры, конечно имеют место быть. Куда без споров.
Скажу сразу, что с самого рождения жизнь Витовта нельзя назвать банальной.
Начнем с того, что матерью нашего героя была Бирута, вторая жена Кейстута – брата и соправителя Великого князя Ольгерда. И вроде бы ничего такого, но есть нюанс, как говаривал один мой знакомый. Нюанс в том, что Бирута была жрицей (вайделотка), то есть «а» - язычницей, и «б» - дала обет безбрачия (полный аналог весталок в Древнем Риме). То есть, у князюшки была проблема? Никаких проблем! Жрицу выкрали, а после свадьбы (или до) Кейстут лично отменил обет, не раз, видимо, по слухам - зело хороша была собой Бирута!
Вот от этого заключенного на небесах союза вскорости появился Витовт, аккурат в 1350 году (не точно, но два косвенных свидетельства указывают на эту дату).
Княжич рос крепким и дельным. Помогал старшим. Например, в 1368 году сходил с дядей Ольгердом на Москву (успешно сходили, к слову). В свои двадцать молодой человек получил от папеньки во владение Гродно. А через четыре года дядя еще раз на Москву позвал, а Витовт не отказался – да и отчего же не прогуляться к восточным соседям, когда откупаются от них богатыми дарами.
Прожив с четверть века, наш герой решил, что он достаточно большой уже и пошел воевать в … Польшу. Вроде и соседи, да близко же! Не в московию ж тысячу верст в один конец топтаться. Потом и очередь другого соседа настала – в 1377 Витовт начал перманентно бывать в пределах Тевтонского ордена. Короче, дышал полной грудью мОлодец! При этом нехристь! Скандал!
Это цветочки - со смертью Ольгерда в 1377 году начинаются ягодки. Папа нашего Витовта раскинул умишком и признал право на великокняжеский престол за… Ягайло – сыном Ольгерда, а сам поехал воевать с Орденом.
- Как же так, батя?
-Так надо, Витовт, сынок, так надо!
- Кому ******* надо?! (диалог вероятный, не более того, придумка автора)
Меж тем Ягайло был тот еще фрукт – тайное соглашение с Орденом (Кейстут с Орденом воевал всю жизнь), помощь Мамаю… Новый князь не выдерживал линии партии, а раз так, нечего удивляться, что княжеский престол у него забрал все тот же дядя. Кейстут дал, Кейстут взял. Неразумного племянника отправили в Витебск.
Как говорится в поговорке – чем дальше в лес, тем ближе вылез – Ягайло показалось, что дядя-благодетель зажился на этом свете. Заговор и восстание в Вильно, да помощь тевтонов помогли решить проблему – вначале князя вероломно захватили во время переговоров, а затем и удавили (задушили) в Кревском замке. Шел суровый 1382 год. Бируту утопили в реке.
Витовт смог избежать участи папеньки только чудом. Включив режим приключенческого романа, наш герой переоделся в женское платье и улизнул из-под стражи. Откуда платье спросите? От жены, вестимо – супруга Витовта, Анна, как заправская декабристка отжалела мужу платье, а сама, как был обнаружен побег, отправилась гнить в подземелье. Вот такой средневековый детектив с перевоплощением.
Витовт бежит в Мазовию, потом попросит помощи у… Ордена («Ну а что? Ягайло можно, мне нельзя?»). Сказано-сделано: Великое княжество Литовское на пару лет окунается в милую междоусобную войну кузенов.
В итоге Ягайло запросил мира. Братаны таки договорились, и, предвосхищая крылатые речи Жириновского, вместе е**нули по Тбилиси, пардон, по Ордену. Рыцари такого не ожидали и сильно пострадали от действий ушлой парочки.
Дальше был еще один «ход конем» - в 1385 году, непримиримые, вроде бы, враги – Польша и Великое княжество, заключили Кревскую унию (союз). Этот шаг еще нельзя назвать днем появления единого государства, Речь Посполитая возникла позднее, но документ важнейший, без которого могло и не быть речи о Речи Посполитой.
Как итог, Ягайло стал Королем! Причем за корону он продал и душу, и честь, и вообще все – то есть, православный литвин перекрестился по римскому обычаю, кроме того, пообещал присоединить Литву и все земли к Польше, опять же всех там «правильно» перекрестить и тд и тп. Ну и что, что «светло-синий», зато в короне!
Витовт, вроде бы, стерпел. Даже когда на трон княжеский братишка не его, а другого родича Скиргайло посадил, наш герой смолчал. Но терпение было не долгим. Через пару годиков усобица вспыхнула с новой силой. Витовту помогал кто, как вы думаете?.. Правильно! Орден! Ну и три четверти страны, недовольных перспективой стать польскими поданными. Сценаристы бразильских сериалов просто дети на фоне Ее Величества Истории!
В конце концов, кровинушки разделили сферы влияния, закрепив это в Островском соглашении: под попой Ягайло остался так милый ему польский престол и титул «Верховного князя Литовского», Витовт получил наместничество в Великом княжестве Литовском, и стал князем не верховным, но фактическим. Скиргайло задвинули в Витебск.
В 90-е годы XIVвека князь де-факто князь Литовский, решил, что пора собрать земли русские в одно Великое княжество. Для начала, Витовт породнился с Москвой – отдав свою дочь Софью за Василия Дмитриевича, князя Московского. После было выбрано два направления для «собирательства»:
1. Восток.
2. Север.
Про то, что НЕЛЬЗЯ сражаться на двух расходящихся направлениях, нашему герою сообщить было некому. Полез.
Для начала отхватили Смоленск, причем вероломно – взяв в плен пришедших на переговоры. Ну а за Смоленск пришлось повоевать с Рязанским княжеством. Москва против Рязани помогала – зять тестя не бросал. Даже попировать успели родственники в Смоленске на Пасху, по-семейному. Идиллия.
На первом направлении все складывалось, а тут плюсом еще и то, что хан Орды Тохтамыш был бит Тамерланом и сделал ноги в пределы Княжества. Витовт привечал беглеца как брата родного и дал ему город Лиду, в кормление. Затем, объединив силы с Тохтамышем, князь дважды сходил на Дон и в Крым. Успешно сходил – пограбил хорошо и земель приобрел. Исподволь, теплилась надежда на объявление папой крестового похода против Орды, а возглавив его и Корону можно было отхватить. Но чаяньям не суждено было сбыться. Поход не случался. А в 1399 году Витовт и Тохтамыш были в мелкие клочья разделаны ханом Тимуром и эмиром Едигеем. Потеряв половину войска и чуть не утопнув при спешном отступлении, которое злые языки нарекли «бегством», Великий князь забил болт на восточное направление.
О делах северных же Витовт сговорился с Орденом (в который уже раз) и собрался воевать Новгород, рыцари должны были забрать себе Псков и все те места перекрестить в католичество. Вот такая вот добрососедская политика. Такой финт ушами зять не оценил. Москва начала точить мечи. А после Ворсклы Рязань вспомнила о соседе и отхватила назад Смоленск. Факир был пьян, и фокус не удался.
Итак. Одно за одним: Ворскла, весьма возможная гибель, ранение, потеря Смоленска, а потом еще и полностью выгоревший от пожара Вильно. «Черная полоса» в жизни? У вас уменьшили зарплату и любимая команда несколько лет не может взять чемпионство? Это не черная полоса, господа, это так – мелкие неприятности. Не верите – спросите у Витовта.
И тут судьба подкинула шанс – отжать назад Княжество не только де-факто, но и де-юре. Аннулировать унию. Дело в том, что преставилась Ядвига – жена Ягайло, и над любимым кузеном нависла возможность вылететь из Кракова с ускорением, приданым в попу сапогом. До сих пор в Польше существует мнение, что Ягайло был королем лишь потому, что он был мужем Ядвиги, и только затем был нужен. Витовт мог послать унию и получить независимость, правда, ценою еще одной войны с вернувшимся в родные пенаты братцем. Только вот союзников унии, и Ягайло, соответственно, в Княжестве было меньшинство. Как бы то ни было, сын Кейстута не воспользовался шансом – унию подтвердил, за что получил благодарность кузена и восстание в недовольных княжествах, например в Вязьме (это к слову о масштабах государства).
Если подытожить результаты первых десяти лет XV века, то Витовт преуспел. Он таки вернул Смоленск, Присоединил Вязьму и еще кое-что по мелочам, имел сильное влияние на Новгород и Псков, помирился с татарами, и был сюзереном Московского княжества. Очень серьезные успехи.
Добавлю только, что вассалитет зять Василий хоть и признавал, но очень относительно. Отношения между Москвой и Вильно были на гране войны, которая случалась, но без больших кровопролитий. Великое княжество Литовское доминировало на политическом театре этой части Европы. Оставался только Орден.
На рыцарей кузены пошли вместе, в кои то веки. Великая война 1409-1410 годов фактически была выиграна при Танненберге (он же Грюнвальд). Сражение до сих пор считается чуть ли не крупнейшим за всю средневековую историю Европы и стоит отдельного повествования и помина. Так что просто повторюсь – Польша и Великое княжество «затащили». Хотя, если верить Сенкевичу – решающая роль принадлежала королевству. Лично я, в этой части вопроса, классику мировой литературы не верю. Ну да Бог с ним и его «Крестоносцами», захотите – прочитаете.
Политически от поражения тевтонов больше выиграла Польша, и Витовт был вынужден «спасать» рыцарей от полного исчезновения, чтобы оставить хоть какой-то противовес кузену на этом фланге. Благодаря этим усилиям Великого князя Орден и просуществовал еще 55 лет.
Оставшиеся годы уже не молодой человек провел несколько спокойнее. Результатом политических и военных мероприятий стало почти полное превосходство на востоке – Рязань, Тверь, Новгородская земля, да и сама Москва признавала протекторат Великого княжества Литовского.
Две мечты оставались у задержавшегося на свете властителя.
Первая – наследник, канула в Лету вместе с тремя женами – только одна дочь в Москве и больше никого. Грусть-печаль, погибель рода.
Вторая - корона и полная независимость от Польши. Мечта имела шанс осуществится, Ягайло дал добро, папа тоже визировал, но… по одной из версий, уже отправленную Великому князю папой корону перехватили в дороге польские шляхтичи. Очередной привет от соседей.
Как бы то ни было, умер Витовт Великий Великим князем, 27 октября 1430 года, в возрасте редких для того времени восьмидесяти лет от роду, на руках своего закадычного противника Ягайло.
Выпьем за Великого человека! Идеальных нет, а таких людей в истории единицы! Предлагаю хряпнуть одноименной водочки из мест первого княжения Витовта – из Гродно. Пьём!
#Пьём_Помин #Bu_Bu_Hast #Исторический_запой #Витовт #Великое_княжество_Литовское #Ягайло #литвин #Грюнвальд #Ворскла #Вильно №Московское_княжество #Смоленск